Главная | Земельные вопросы | Взаимодействие органов предварительного следствия с прокуратурой

84. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания, их виды.

Правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором Однако, в определенных законом случаях, он вступает в различные правоотношения с руководителем следственного органа и прокурором. Руководитель следственного органа и прокурор не подменяют следователя, не расследуют параллельно с ним преступление и без необходимости не вмешиваются в работу следователя.

Эти должностные лица выполняют, хотя и взаимосвязанные, но различные функции. Следует отметить, что уголовно-процессуальное законодательство, регламентирующее правовое положение указанных участников уголовного процесса, постоянно совершенствуется и изменяется. Так, Федеральный закон от 5 июня г.

взаимодействие органов предварительного следствия с прокуратурой тревоги

Руководителю следственного органа были переданы некоторые из полномочий прокурора, связанные с ограничением конституционных прав участников уголовного судопроизводства. Отдельные полномочия прокурора при производстве предварительного следствия в части осуществления ряда функций уголовного преследования например, дача согласия на производство отдельных процессуальных действий и принятие процессуальных решений, в том числе на возбуждение уголовного дела и некоторые другие были исключены.

Федеральные законы от 2 декабря г. Так, руководитель следственного органа получил право осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего ч. Было закреплено право прокурора знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела ч.

Следователь — это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ п. Нахождение следователей в составе различных правоохранительных органов не влияет на их процессуальный статус: Однако в зависимости от квалификации преступления, закон разграничивает их процессуальную компетенцию по различным признакам подследственности: Следует отметить, что в юридической литературе и прессе неоднократно обсуждался вопрос о создании единого следственного аппарата, о его правовом статусе и месте в системе органов исполнительной власти.

Отмечалось, что ведомственная разобщенность должностных лиц, правомочных расследовать преступления, не лучшим образом сказывается на качестве следствия. При этом предполагалось, что Комитет будет заниматься расследованием тяжких преступлений, совершенных организованной группой, особо тяжких, а также тех преступлений, которые имеют общественный резонанс и коррупционные признаки.

Правовые основы взаимодействия следователя и органов дознания при расследовании преступлений

Следователь по общему правилу осуществляет предварительное расследование в форме предварительного следствия. Однако для следователей прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена возможность производства ими предварительного расследования в форме дознания. Следует отметить, что согласно пункту 8 ст. Однако часть 3 ст.

По нашему мнению, данное обстоятельство не исключает возможности производства дознания следователями системы МВД России и ФСБ России, так как согласно ч. Данные полномочия прокурора распространяются на всех следователей вне зависимости от их ведомственной принадлежности п. Для решения стоящих перед ним задач следователь наделяется строго регламентированными законом полномочиями. Так, в соответствии со ст. Следует отметить, что до недавнего времени следователь не обладал правом обжалования действий бездействия и решений руководителя следственного органа.

Кроме того, руководитель следственного органа не был указан в законе как субъект рассмотрения жалобы. Федеральный закон от 5 июня г. Реализация следователем своих полномочий должна быть в полной мере основана на законе, подчинена назначению уголовного судопроизводства, согласована с целями расследования, обеспечивать права и законные интересы участников предварительного следствия.

Стадии предварительного расследования (дознания)

При этом следователь должен иметь возможность самостоятельно осуществлять процессуальные действия и принимать процессуальные решения. Руководитель следственного органа это участник уголовного судопроизводства, который одновременно является административным начальником следователя. Руководитель следственного органа это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель п.

В соответствии со ст. Москвы и некоторым другим объем процессуальных полномочий, предусмотренных ст. Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. Однако, гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, закон предоставил ему право не только обжаловать все указания руководителю вышестоящего следственного органа, но и не исполнять некоторые из них в случае обжалования.

Не согласуется с процессуальной самостоятельностью следователя сохраняющаяся иногда практика визирования руководителем следственного органа всех процессуальных решений следователя. Подобные действия руководителя следственного органа не вытекают из закона и не только ущемляют процессуальную самостоятельность следователя, но и, как представляется, снижают его ответственность за принимаемые решения.

Следует отметить, что в литературе высказывались предложения, как об ограничении полномочий руководителя следственного органа лишь организационными возможностями, так и об увеличении процессуальных полномочий. Однако, несмотря на то, что сочетание и чрезмерная концентрация организационных и процессуальных полномочий у одних субъектов чревата опасностью подчинения процессуальных интересов ведомственным, законодатель в большей мере усилил процессуальные полномочия руководителя следственного органа за счет передачи ему части полномочий прокурора для процессуального контроля за расследованием.

Увеличение полномочий руководителя следственного органа направлено на обеспечение законности в деятельности органов предварительного следствия, имеет своей целью недопущение нарушений закона, прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Кроме того в следственных подразделениях ведутся учеты уголовных дел, по которым приняты решения о продлении процессуальных сроков, требований прокуроров об устранении нарушений закона при производстве предварительного следствия, уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, уголовных дел, по которым вынесены оправдательные приговоры.

Наряду с процессуальной формой контроля выделяют организационную непроцессуальную форму, которая связана с деятельностью руководителя следственного органа по организации работы в возглавляемом следственном подразделении для обеспечения качества, полноты и объективности расследования преступлений. Организационная деятельность руководителя следственного органа создает необходимые условия качественного расследования преступлений и регламентируется соответствующими ведомственными актами.

Прокурор является важным субъектом уголовно-процессуальной деятельности, оказывающим влияние на ход и результаты расследования преступлений, несмотря на то, что Федеральный закон от 5 июня г. В соответствии с п. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

Каждый прокурор действует в пределах своей компетенции, определяемой местом соответствующей прокуратуры в системе прокуратуры РФ, предметной, территориальной и персональной подследственностью. Основной целью деятельности прокурора по выполнению задач уголовного преследования и прокурорского надзора является обеспечение соблюдения действующих законов с тем, чтобы: В соответствии с ч. В связи с этим он лишился права возбуждать уголовные дела, давать согласие следователю на их возбуждение, давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменению меры пресечения либо производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, принимать уголовные дела к своему производству, производить по ним расследование, осуществлять отдельные следственные действия.

Что взаимодействие органов предварительного следствия с прокуратурой Гляди-ка

Взаимоотношения между прокурором и органами предварительного следствия носят уголовно-процессуальный, а не административный характер. Прокурор, как должностное лицо, уполномоченное осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, выступает в двойном качестве. С одной стороны, прокурор участвует в уголовном процессе, в том числе в досудебном производстве на стороне обвинения.

Удивительно, но факт! Первый вариант представляется наиболее приемлемым с позиций процессуальной экономии и укрепления принципов беспристрастности правосудия. Однако в УПК РТ не предусмотрены требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы, в связи с чем, на наш взгляд, необходимо дополнить ст.

С другой стороны, прокурор выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений. Именно в этом смысле сконструирована гл.

Удивительно, но факт! Такие дела по заявлению потерпевшего или его законного представителя сразу, минуя стадию предварительного расследования рассматриваются и разрешаются мировым судьёй и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.

Правовое положение прокурора зависит от выполняемой им процессуальной функции. Следует отметить, что по вопросу процессуальных функций прокурора на досудебном производстве в юридической литературе нет однозначного мнения. Одна группа авторов, опираясь на опыт правовых систем англосаксонских государств, полагают, что прокурор должен осуществлять только уголовное преследование и процессуальное руководство органами предварительного расследования, в том числе поддерживать обвинение в суде.

Другие авторы рассматривают прокуратуру как универсальный государственно-правовой институт, осуществляющий надзор за законностью. В соответствии с Федеральным законом от 5 июня г. Данное обстоятельство наряду с положительными факторами, ограничивающими влияние прокурора на процессуальную деятельность следователя и его самостоятельность, имеет и некоторые спорные моменты, связанные с ограничением полномочий прокурора по уголовному преследованию подозреваемого и обвиняемого исключено право прокурора на возбуждение уголовного дела, отмену незаконных постановлений следователя, за исключением постановления о возбуждении уголовного дела и другие.

Практика показывает, что в идеале ведомственный контроль менее эффективен, чем контроль осуществляемый извне. Анализ закрепленных в УПК РФ полномочий следователя, руководителя следственного органа и прокурора позволяет выделить следующие основные направления их взаимодействия, которые имеют свои особенности:


Читайте также:

  • Аренда земельного участка с последующим выкупом у администрации стоимость
  • Процедура выкупа земельного участка из аренды
  • Как вернуть деньги за товар оплаченные по карте
  • Медиатор при разделе имущества
  • Восстановления границ земельного участка
  • Ипотека в краткие сроки