Главная | Защита прав потребителя | Участие педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого

Статья 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Participation of teacher and psychologist in interrogation of minor. Проанализированы вопросы теории и практики участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, рассмотрены его процессуальный статус и функции. Theoretical and practical issues of a teacher-psychologist participation during the interrogation of a suspected or accused in the paper.

His procedural status and functions are viewed. Расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних невозможно без использования специальных знаний в области детской, подростковой и юношеской психологии и педагогики. Несовершеннолетние, совершившие преступление, отличаются от взрослых по основным интеллектуальным и волевым характеристикам. Интеллект несовершеннолетних определяется отсутствием жизненного опыта, суженным кругозором, недостаточностью теоретических знаний и практических навыков.

усыпальницы участие педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого мере того

Для лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 17 лет, характерны тревожность, агрессивность, низкий уровень самоконтроля, зависимость от группы, высокий уровень напряженности, черствость по отношению к окружающим, экспрессивность поведения, склонность к риску, подозрительность и завистливость. Представляется, что в силу возраста несовершеннолетние в большей мере, чем взрослые, склонны к эмоциональному восприятию окружающего мира, тогда как логический анализ сложившейся ситуации может осуществляться ими не в полной мере.

В целях успешного решения профессиональных задач следователь должен выявить, проанализировать и использовать личностные особенности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Так, с учетом характеристик личности можно прогнозировать отношение подозреваемого, обвиняемого к совершенному преступлению и возможному уголовному наказанию. Следовательно, можно предположить, какую защитную тактику изберет несовершеннолетний и своевременно спланировать приемы, способы и методы преодоления противодействия расследованию.

С другой стороны, диагностика личности несовершеннолетнего допрашиваемого позволяет определить соответствующие ей тактические приемы, то есть такие способы воздействия на личность несовершеннолетнего, которые будут эффективны в данном индивидуальном случае. Нередко на основе знаний о личности несовершеннолетнего преступника можно сделать предположения о мотивах, целях, причинах и условиях совершенного преступления. Иными словами, знание личностных особенностей подозреваемого, обвиняемого может быть положено в основу выдвижения версий о совершенном преступлении.

Удивительно, но факт! Допрос несовершеннолетнего ограничен четырьмя часами в день, при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса. При этом круг следственных действий, в которых может участвовать специалист, не ограничен.

И наконец, знание личностных характеристик лежит в основе установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым. Именно поэтому участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, педагога или психолога обязательно. В процессуальной и криминалистической науке не существует единой точки зрения по вопросу о процессуальном статусе педагога или психолога.

Поддерживая эту точку зрения, С. Матвеев полагает, что педагог — это специалист, а не какой-либо иной участник процесса, поскольку перед началом допроса ему разъясняются именно права и обязанности, предусмотренные ст. Процессуальный порядок досудебного производства по уголовным делам о насильственных действиях сексуального характера с участием несовершеннолетних: Проблемы изучения и оценки показаний несовершеннолетних на предварительном следствии: Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии.

Другая группа авторов придерживается прямо противоположной точки зрения, полагая, что педагог или психолог являются самостоятельными участниками уголовного процесса, наряду со специалистом в области подростковой и юношеской психологии. Так, по мнению И. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: Действительно, и педагог, и психолог являются носителями специальных знаний — они обладают познаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии.

Другой комментарий к Ст. 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Однако, по нашему мнению, их процессуальный статус отличен от процессуального статуса специалиста. В соответствии со ст. Специалист содействует следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, оказывает помощь в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, консультирует следователя для постановки вопросов эксперту, разъясняет сторонам и суду вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию. Представляется, что педагог или психолог, участвуя в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не содействуют следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов и не оказывают ему помощи в применении технических средств, хотя иные упомянутые функции специалиста могут ими выполняться.

Так, педагог или психолог могут консультировать следователя, помогая ему сформулировать вопросы эксперту, если, к примеру, назначается психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза в отношении конкретного несовершеннолетнего. Также педагог или психолог способны ответить на вопросы следователя и суда, связанные с педагогикой или возрастной юношеской психологией. Но их функции не ограничиваются изложенным. Как правило, педагог или психолог приглашаются для решения совсем иных задач.

По нашему мнению, педагог или психолог в рамках допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого выполняют две функции: В рамках функции оказания помощи уголовному судопроизводству основными задачами педагога или психолога, как нам представляется, являются следующие. Педагог или психолог оказывают следователю помощь в установлении психологического контакта с несовершеннолетним.

Это особенно важно, если подросток замкнут, необщителен, недоверчив, с трудом налаживает отношения с окружающими. Педагог или психолог способны оказать следователю неоценимую помощь в изучении личности подростка, выявлении индивидуальных особенностей, специфики формирования личности, что может быть использовано при определении тактики следственных действий.

Комментарий к Статье 425 УПК РФ

Важной функцией педагога или психолога является помощь следователю при формулировке вопросов к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Именно педагог или психолог с учетом возраста, степени развития, внушаемости и прочих критериев способен правильно определить содержание и структуру вопросов, а также их последовательность.

Удивительно, но факт! Таким образом, закрепленное в ч.

Педагог или психолог оказывают следователю помощь в закреплении доказательств, в частности, контролируют правильность изложения показаний в протоколе допроса. Педагог или психолог должны проследить, чтобы в протоколе с использованием тех же самых слов и выражений были изложены все обстоятельства, о которых допрашивался подросток. В этой связи педагог или психолог вправе по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей ст.

Педагог или психолог могут помочь следователю при оценке результатов допроса. В рамках функции по защите законных прав и интересов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагог или психолог способствуют ограждению несовершеннолетнего от нежелательного воздействия со стороны следователя неверный тон, непродуманная формулировка вопросов и пр.

В этом случае, как мы видим, педагог и психолог выполняют функции, не упомянутые в ст. Следовательно, несмотря на общий признак — наличие специальных знаний как у специалиста, так и у педагога или психолога, последние в процессуальном смысле специалистами не являются.

припомнил участие педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого обвиняемого оказался

Использование специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних: Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Различие проявляется также в круге процессуальных прав, предоставленных специалисту, педагогу или психологу.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

В частности, в ст. Кроме того, не предусмотрен отвод педагога или психолога, тогда как отвод специалиста возможен ст. И наконец, следует отметить, что педагог или психолог — это процессуальная фигура, участвующая в ходе лишь одного следственного действия — допроса. При этом круг следственных действий, в которых может участвовать специалист, не ограничен. Представляется, однако, что участие педагога или психолога в иных следственных действиях было бы весьма рациональным и разумным.

В первую очередь участие педагога или психолога было бы оправданным в рамках очной ставки, проверки показаний на месте и предъявления для опознания, поскольку указанные следственные действия в процессуальном и тактическом смыслах являются более сложными, нежели допрос.


Читайте также:

  • Признание завещания недействительным россия
  • Закон израиля о наследовании
  • Оспорить обязательную долю завещание
  • Суды рассматривающие дела в порядке надзора